Статья 83 Конституции РФ. Расшифровка и комментарий.

Конституция РФ. Статья 83. Расшифровка терминов и подробный комментарий.

Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;
ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей
Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента
Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил
Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Развернутый комментарий к статье 83 Конституции РФ.

Комментируемая статья устанавливает основные кадровые и организационные полномочия Президента РФ.
Особенности осуществления полномочий, связанные с назначением Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, отставкой Правительства, представлением кандидатур на должности судей высших судов и Генерального прокурора, подробно рассматриваются в комментариях к другим статьям Конституции РФ.
Комментируемая статья в числе прочих полномочий закрепляет за Президентом РФ формирование Совета Безопасности РФ и Администрации Президента.
В соответствии со статьей 13 Закона РФ от 5 марта 1993 года №2446-1 “О
безопасности” Совет безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
В Совет безопасности РФ входят: председатель (им по должности является
Президент РФ), секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности, персональный состав которых утверждается Президентом.
Основными задачами Совета безопасности РФ являются:
– определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
– разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ
и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
– подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
– подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
– подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
– разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
– совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Комментируемая статья, предусматривая создание Администрации Президента РФ, не конкретизирует статус данного органа и его положение в системе прочих государственных органов. В этой связи основным документом, определяющим статус Администрации, является Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента от 6апреля 2004 года
№ 490.
Администрация Президента РФ является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента и осуществляет контроль за исполнением его решений.
Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции:
– организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ
в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы;
– подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;
– подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;
– подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов;
– обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ;
– подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию и для его программных выступлений;
– осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;
– подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд
РФ;
– обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торговопромышленными палатами;
– обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению.
Возглавляется данный орган Руководителем Администрации. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ

Расшифровка терминов статьи 83 Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина
Права и свобода человека и гражданина представляют собой важнейший институт современного конституционного права. Во второй половине XX в. выдвинулся на первый план как в сфере внутригосударственного, так и международного права, является одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества.
Федеральный закон
Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается в соответствии с Конституцией РФ по наиболее важным и актуальным общественным вопросам. Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ.
Совет Федерации
Совет Федерации представляет собой одну из двух палат Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации.
Государственный орган
Государственный орган представляет собой составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.
Законодательная инициатива
Законодательная инициатива представляет собой первый, начальный этап законодательного процесса — внесение подготовленного законопроекта на рассмотрение парламента.
Конституционный суд
Конституционный Суд представляет собой высший судебный орган, осуществляющий контроль над соответствием законов и иных нормативных актов действующей конституции.
Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.
Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.
Правительство
Правительство представляет собой высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления.
Суд
Суд представляет собой орган государственной власти, относящийся к судебной ветви власти и осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения судебных дел.
Законопроект
Законопроект представляет собой текст закона, предлагаемого законодательному органу к принятию в установленном порядке.
Кандидат
Кандидат представляет собой кандидата на должность Президента Российской Федерации, кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидата в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации
Президент
Президент представляет собой высшее должностное лицо государства, наделенное широким спектром публично-властных полномочий.
Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.
Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.
Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.
Федерация
Федерация представляет собой особую форму государственно-территориального устройства, которая представляет собой сложное государство, состоящие из множества частей с широким набором полномочий на местах – субъектов федерации. Субъекты федерации обладают широкой политической и экономической самостоятельностью. Российская Федерация является ассиметричной федерацией для которой характерен различных конституционный статус для ее субъектов.

Видеоописание. Конституция РФ. Статья 83

Читайте также: