Статья 65 Конституции РФ. Расшифровка и комментарий.

Конституция РФ. Статья 65. Расшифровка терминов и подробный комментарий.

Пункт 1 Статьи 65 Конституции Российской Федерации.

1) В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;
Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ—
Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Пункт 2 Статьи 65 Конституции Российской Федерации.

2) Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Развернутый комментарий к статье 65 Конституции РФ.

Часть 1 комментируемой статьи содержит перечень субъектов РФ. Состав субъектов за период, истекший после принятия Конституции, претерпел определенные изменения.
В частности:
с 1 декабря 2005 года в связи с образованием Пермского края прекратили существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ (Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ);
с 1 января 2007 года в связи с объединением с Красноярским краем прекратили существование Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа (Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 года № 6);
с 1 июля 2007 года в связи с созданием Камчатского края прекратили существование Камчатская область и Корякский автономный округ (Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года
№ 2-ФКЗ);
с 1 января 2008 года в связи с объединением с Иркутской областью прекратил существование Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 ода № 6-ФКЗ);
с 1 марта 2008 года в связи с образованием Забайкальского края прекратили существование Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
(Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 года №5-ФКЗ).
В соответствии с частью 2 комментируемой статьи принятие в Российскую
Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Во исполнение данного требования Конституции был принят Федеральный конституционный закон от 7 декабря 2001 года № 6-ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской
Федерации”.
Согласно статье 1 указанного закона принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к ней иностранного государства или его части. Образование же в составе РФ нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ, не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта должны осуществляться исключительно на добровольной основе. Осуществлении данных процедур обусловлено необходимостью соблюдения государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства, прав и свобод человека и гражданина, а также учета сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ и их социальноэкономических возможностей.
Инициатива принятия в Российскую Федерацию в качестве ее нового субъекта иностранного государства или его части и заключения соответствующего международного договора должна исходить от данного иностранного государства. После поступления указанного предложения Президент РФ уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.
После подписания международного договора, предусматривающего принятие в РФ в нового субъекта Президент РФ обращается с запросом о проверке соответствия данного договора Конституции РФ. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает указанный международный договор соответствующим Конституции РФ, договор вносится на ратификацию в Государственную Думу.
Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта, который принимается палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.
Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект (заинтересованные субъекты РФ). Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов РФ об образовании в составе РФ нового субъекта направляется Президенту РФ.
В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов РФ вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта выносится на референдумы этих заинтересованных субъектов
Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ
нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта. Проект указанного закона вносится Президентом РФ и принимается палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией.

Расшифровка терминов статьи 65 Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина
Права и свобода человека и гражданина представляют собой важнейший институт современного конституционного права. Во второй половине XX в. выдвинулся на первый план как в сфере внутригосударственного, так и международного права, является одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества.
Совет Федерации
Совет Федерации представляет собой одну из двух палат Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации.
Автономная область
Автономная область представляет собой одни из разновидностей территориальных или национально-территориальных автономных образований
Автономный округ
Автономный округ представляет собой одни из разновидностей территориальных или национально-территориальных автономных образований
Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.
Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.
Правительство
Правительство представляет собой высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления.
Суд
Суд представляет собой орган государственной власти, относящийся к судебной ветви власти и осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения судебных дел.
Референдум
Референдум представляет собой одну из форм прямой демократии, непосредственное изъявление воли граждан. Референдум обычно проходит в форме всенародного голосования по наиболее важным и актуальным вопросам общественного бытия.
Президент
Президент представляет собой высшее должностное лицо государства, наделенное широким спектром публично-властных полномочий.
Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.
Автономия
Автономия представляет собой широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).
Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.
Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.
Республика
Республика представляет собой форму правления, при которой государственные органы избираются гражданами страны лишь на определенный, ограниченный законодательством срок. Наиболее характерная черта для республиканской формы правления является выборность главы государства, при котором политический деятель наделяется полномочиями в результате демократических выборов, а не путем передачи власти. Республики бывают трех видов: президентская, парламентская, смешанная.

Видеоописание. Конституция РФ. Статья 65

Читайте также: