Статья 125 Конституции РФ. Расшифровка и комментарий.

Конституция РФ. Статья 125. Расшифровка терминов и подробный комментарий.

Пункт 1 Статьи 125 Конституции Российской Федерации.

1) Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Пункт 2 Статьи 125 Конституции Российской Федерации.

2) Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента
Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Пункт 3 Статьи 125 Конституции Российской Федерации.

3) Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской
Федерации.

Пункт 4 Статьи 125 Конституции Российской Федерации.

4) Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Пункт 5 Статьи 125 Конституции Российской Федерации.

5) Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента
Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Пункт 6 Статьи 125 Конституции Российской Федерации.

6) Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской
Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Развернутый комментарий к статье 125 Конституции РФ.

Правовой основой деятельности Конституционного Суда РФ является Конституция РФ и Федеральный конституционный закон “О Конституционном
Суде РФ”.
Статья 1 указанного Федерального конституционного закона определяет
Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Компетенция Конституционного Суда РФ определена частью 2 комментируемой статьи. При этом Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Численный состав Конституционного Суда РФ, как установлено частью 1 комментируемой статьи, включает 19 судей. При этом Конституционный Суд разделен на две палаты, состоящие одна из десяти, другая из девяти судей.
Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
Дела, отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ, рассматриваются на заседаниях палат и в пленарном заседании Суда.
В пленарном заседании может быть расcмотрен любой вопрос, отнесенный к компетенции Конституционного Суда. В то же время установлен круг вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно в пленарном заседании:
– разрешение дел о соответствии Конституции РФ, конституций республик и уставов субъектов РФ;
– толкование Конституции РФ;
– дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
– принятие посланий Конституционного Суда РФ;
– решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В заседаниях палат Конституционный Суд РФ:
– разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
– разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
– по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Статья 36 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде РФ” определяет поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в него в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Федеральным конституционным законом от 2 июня 2009 года
№ 2-ФКЗ изменена процедура наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя. Вместо порядка, согласно которому они избираются на три года судьями Конституционного Суда, установлен порядок, в силу которого Председатель Конституционного Суда РФ и его заместители (закон ввел должность еще одного заместителя) назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет.

Расшифровка терминов статьи 125 Конституции РФ.

Федеральный закон
Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается в соответствии с Конституцией РФ по наиболее важным и актуальным общественным вопросам. Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ.
Совет Федерации
Совет Федерации представляет собой одну из двух палат Федерального собрания Российской Федерации — парламента Российской Федерации.
Государственный орган
Государственный орган представляет собой составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.
Законодательная инициатива
Законодательная инициатива представляет собой первый, начальный этап законодательного процесса — внесение подготовленного законопроекта на рассмотрение парламента.
Конституционный суд
Конституционный Суд представляет собой высший судебный орган, осуществляющий контроль над соответствием законов и иных нормативных актов действующей конституции.
Судебная власть
Судебная власть представляет собой вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.
Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.
Правительство
Правительство представляет собой высший коллегиальный исполнительный орган государственного управления.
Суд
Суд представляет собой орган государственной власти, относящийся к судебной ветви власти и осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения судебных дел.
Президент
Президент представляет собой высшее должностное лицо государства, наделенное широким спектром публично-властных полномочий.
Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.
Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.
Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.
Федерация
Федерация представляет собой особую форму государственно-территориального устройства, которая представляет собой сложное государство, состоящие из множества частей с широким набором полномочий на местах – субъектов федерации. Субъекты федерации обладают широкой политической и экономической самостоятельностью. Российская Федерация является ассиметричной федерацией для которой характерен различных конституционный статус для ее субъектов.

Видеоописание. Конституция РФ. Статья 125

Читайте также: