Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки. Терминологический комментарий

Налоговый кодекс РФ. Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки. Терминологический комментарий

Пункт 1 Статьи 93 Налогового кодекса РФ.

1) Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории проверяемого лица требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

Пункт 2 Статьи 93 Налогового кодекса РФ.

2) Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган ( должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов ( документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Пункт 3 Статьи 93 Налогового кодекса РФ.

3) Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить указанное уведомление по почте заказным письмом.

Форма и формат указанного уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Пункт 4 Статьи 93 Налогового кодекса РФ.

4) Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

Пункт 5 Статьи 93 Налогового кодекса РФ.

5) В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки. Терминологический комментарий

Терминологический комментарий к статье 93 Налогового кодекса РФ.

Российская Федерация
Расшифровка термина: «Российская Федерация». Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.
ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО
Расшифровка термина: «ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО». ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО представляет собой гражданина Российской Федерации (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием.
Непреодолимая сила
Расшифровка термина: «Непреодолимая сила». Непреодолимая сила – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, наводнение, землетрясение, общественное явление, например, военные действия).
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО
Расшифровка термина «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО». ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО представляет собой это лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 2.4. КоАП РФ).
Налоговая декларация
Расшифровка термина «Налоговая декларация». Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговое правонарушение
Расшифровка термина «Налоговое правонарушение». Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое в НК РФ установлена ответственность.
Налоговые органы
Расшифровка термина «Налоговые органы». Налоговые органы – Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ.
Налоговый контроль
Расшифровка термина «Налоговый контроль». Налоговый контроль – специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.
Власть
Расшифровка термина: «Власть». Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.
Закон
Расшифровка термина: «Закон». Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Расшифровка термина: «ОРГАНИЗАЦИЯ». ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права. Организация может приобрести права юридического лица (в случае государственной регистрации в установленном законом порядке). Отсутствие прав юридического лица само по себе не препятствует деятельности организации, если при этом члены организации не нарушают закон. В гражданском праве РФ термин «организация» нередко употребляется как синоним понятия «юридическое лицо». Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
РАСПИСКА
Расшифровка термина: «РАСПИСКА». РАСПИСКА представляет собой односторонний документ с подписью, удостоверяющий факт получения чего-либо (напр., исполнения по обязательству, удостоверения, лицензии, инструктажа по технике безопасности, повестки). В праве является одним из видов доказательств письменных. В некоторых случаях свидетельствует о заключении договора.
СЛУЧАЙ
Расшифровка термина: «СЛУЧАЙ». СЛУЧАЙ представляет собой в гражданском праве обстоятельство, наступившее без вины должника и кредитора и отрицательно отразившееся на исполнении обязательства. Освобождает должника от имущественной ответственности.
Реквизиты
Расшифровка термина: «Реквизиты». Реквизиты – обязательные сведения, которые должны содержаться в документа для признания его действительным.
ЛИЦА
Расшифровка термина «ЛИЦА». ЛИЦА представляет собой процессуальные участники, имеющие самостоятельный юридический интерес к исходу процесса, действующие в процессе от своего имени и имеющие право на совершение процессуальных действий, направленных на движение (возникновение, развитие и окончание) процесса.
НАДЗОР
Расшифровка термина «НАДЗОР». НАДЗОР представляет собой производство в суде надзорной инстанции, самостоятельная стадия гражданского процесса, на которой проверяется законность судебных постановлений, вступивших в законную силу, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ
Расшифровка термина «ПРЕДСТАВИТЕЛЬ». ПРЕДСТАВИТЕЛЬ представляет собой в гражданском процессе лицо, которое, в пределах предоставленных ему полномочий, совершает процессуальные действия от имени и в интересах другого лица (представляемого), вследствие чего процессуальные права и обязанности возникают непосредственно у представляемого.
СРОКИ
Расшифровка термина «СРОКИ». СРОКИ представляет собой установленные федеральным законом или судом промежутки времени для совершения процессуальных действий.
Налог
Расшифровка термина «Налог». Налог – обязательный индивидуально–безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор
Расшифровка термина «Сбор». Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одни из условий совершения в отношении плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу Разрешений (лицензий).
Документ
Расшифровка термина «Документ». Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения или использования.
Налогоплательщики
Расшифровка термина «Налогоплательщики». Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых возлагается обязанность по уплате налогов в соответствии с НК РФ. Как исключение, филиалы и иные обособленные подразделения российских юридических лиц не рассматриваются в качестве самостоятельных налогоплательщиков, однако могут исполнять соответствующие налоговые обязанности головных организаций.
Выемка
Расшифровка термина «Выемка». Выемка – следственное действие, которое производится в случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся (ст. 183 УПК РФ). Фактическим основанием для принятия решения о производстве выемки служат достаточные данные, указывающие на то, что в определенном месте или у определенного лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела. Правовым основанием производства выемки является постановление следователя, дознавателя, а выемки в жилище – судебное решение (постановление судьи).
Представление
Расшифровка термина «Представление». Представление – акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПК РФ (апелляционное представление, кассационное представление, надзорное представление (п. 27 ст. 5, ст. 363, 375, 402)); представление следователя, дознавателя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158); представление руководителя следственного органа, прокурора о наличии признаков преступления в деянии лица, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ (ч. 2 и 3 ст. 448); представление Председателя Верховного Суда РФ о пересмотре приговора, определения, постановления суда ввиду новых обстоятельств, указанных в пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ (ч. 5 ст. 415).

Видеоописание. Налоговый кодекс РФ. Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

Читайте также: